В Липецкой областной универсальной научной библиотеке в секторе редких и ценных книг хранятся дореволюционные издания Ивана Бунина: журналы, книги, критика. Коллекция небольшая, но уникальная.
Первое стихотворение Ивана Бунина «Над могилой С.Я. Надсона» было опубликовано в 1887 году в газете «Родина». Этого ценнейшего номера в библиотеке нет, зато есть журнал «Наблюдатель», вышедший в 1891 году со стихотворением Бунина «На мотив П. Буржэ»:
Уж скоро холодной рукой Смерть-царица мне очи закроет, Скоро-скоро в могиле сырой Моё сердце она успокоит...
В это время поэту 21 год. Он работает журналистом в «Орловском вестнике», где в том же 1891 году бесплатным приложением к газете издали его первую книгу «Стихотворения 1887 — 1891». Книга не имела того успеха, которого с трепетом ждал молодой поэт. Она разошлась тиражом 1250 экземпляров среди подписчиков «Орловского вестника».
Бунин всегда много работал. А в молодые годы особенно — нужно было и реализовываться, и элементарно зарабатывать на жизнь. Он пишет в столичные журналы: «Мир Божий», «Русское богатство», «Русская мысль», «Журнал для всех», «Нива». И его публикуют. К нашему счастью, и к гордости библиотекарей всех времён в Липецке эти издания сберегли и сохранили.
В 1901 году в издательстве «Скорпион» вышел знаменитый поэтический сборник «Листопад», один экземпляр которого сохранён в отделе редких книг. Владислав Ходасевич писал, что это была первая книга, «которой он (Бунин) обязан началом своей известности».
Иван Бунин попросил Чехова представить «Листопад» и свой перевод «Песнь о Гайавате» Генри Лонгфелло на соискание Пушкинской премии. Чехов просьбу выполнил. В 1903 году Иван Бунин был удостоен Пушкинской премии, правда, половинной — 500 рублей. Он получил восемь избирательных голосов и три — неизбирательных.В числе липецких ценностей - номера журналов «Русская мысль» (1907, сентябрь) и «Современный мир» (1907, ноябрь) со стихотворениями Ивана Бунина из восточного цикла.
Обрыв Яйлы. Как руки фурий, Торчит над бездною из скал Колючий, искривлённый бурей Сухой и звонкий астрагал И на заре седой орлёнок Шипит в гнезде, как василиск Завидев за морем спросонок В тумане сизом красный диск.
Журнал «Вестник Европы» в 1912 году опубликовал повесть Ивана Бунина «Суходол». И эта журнальная публикация тоже хранится в Липецке. Максим Горький назвал «Суходол» одной «из самых жутких русских книг», потому что в ней бушуют душераздирающие страсти, разрушающие жизни. Пpooбpaз Cyxoдoлa - poдoвoe имeниe Kaмeнкa. А Хрущёвы, судя по всему, сами Бунины.
Ещё одна библиотечная реликвия - томик первого собрания произведений Ивана Бунина (второе издание), вышедшего в товариществе «Знание» в Санкт-Петербурге в 1909 году. В нём - стихотворения 1889-1902 годов.
Есть в хранилищах библиотеки на Кузнечной приложения к журналу «Нива» с произведениями писателя. В 1915 году издатель «Нивы» Адольф Макс напечатал 6 томов произведений Ивана Бунина.
В 1915 году Бунин участвовал в составлении благотворительного альманаха «Клич». Средства от его распространения предназначались раненым и увечным. В этом альманахе опубликован рассказ Ивана Алексеевича «Грамматика любви». И этот уникальный номер тоже есть в фондах библиотеки. Маленький шедевр коллекции миниатюрных изданий - сборник стихотворений Ивана Бунина «И цветы, и шмели...». Это, естественно, не прижизненное издание, а вышедшее в Москве в 1999 году.
Сохранились публикации в журналах и отдельные издания историков литературы, посвящённые творчеству Ивана Бунина.
В 1914-1916 годах в 8 выпусках вышла первая систематизированная история основных направлений и течений русской литературы конца XIX-начала XX столетий, подготовленная известным русским литературным критиком, профессором С.А. Венгеровым «Русская литература XX века. (1890-1910)» (М., 1914-1916). Ценность издания — собрание автобиографических очерков писателей. Во втором томе помещена автобиографическая заметка И.А. Бунина и статья Ф.Д. Батюшкова о писателе.В библиотеке есть известное исследование Ю.И. Айхенвальда «Силуэты русских писателей». (Вып. 3. – М., 1913). В ней есть и материалы, посвященные творчеству И.А. Бунина. Автор очерка говорит о высочайшем мастерстве поэта в изображении природы: «Как много зелени у него, дыхания русской деревни, как много полей, ржи, сенокоса; какие сладкие пары несутся от его хлебных нив! ...Невольно обнаруживается естественная связь между явлением пейзажа и душою поэта, сердцем человеческим».