«Монументальный»
и «живописный» Бунин
Процесс возвращения Ивана Бунина на родину начали елецкие учёные, краеведы и студенты. Это была середина прошлого века. Потом, когда над именем нашего земляка развеялись политические тучи, к увековечиванию памяти писателя присоединились скульпторы и живописцы.
Конечно, в ряду поборников творчества Ивана Бунина были и писатели, и педагоги, и библиотекари, и актёры, и режиссёры, и представители власти — ни о ком не забудем, но начнём с «художественного цеха».

Искусствовед, член-корреспондент РАХ, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Ивановна Нечаева рассказала о «монументальном» и «живописном» Бунине.
Знак возвращения
Монументальный знак, посвящённый Ивану Бунину. Скульптор Александр Вагнер.
– Начну с первого монументального знака, посвящённого Ивану Бунину. Эту работу Александр Евгеньевич Вагнер, тогда ещё молодой художник, не обременённый званиями и регалиями (впоследствии – народный художник России, лауреат медалей Академии художеств СССР и Российской академии художеств, а также областной премии имени И.А. Бунина) сделал к 120-летию писателя.

Знак установлен в окрестностях хутора Бутырки на Становлянском земле, где есть ещё и Озёрки, и Огнёвка, и Каменка, и Злобин Воргол, и Грунин Воргол - места, к которым Бунин возвращался и своими творчеством, и сердцем, и душой.

Громадное историческое наследство Липецкая область получила в 1954 году, к своему рождению,когда вся Елецкая округа вошла в состав нового региона. С тех пор Бунинское подстепье, ставшее брендом, украшает наше культурное пространство.
Скульптор Александр Вагнер
«На ветру». Скульптор Александр Вагнер.
Чуть позже, в 1997 году, у Александра Вагнера появилась небольшая скульптура, отлитая в бронзе, которую он сначала называл «Окаянные дни». Это стилизованная фигура мужчины в длинном пальто, в шляпе, словно борющегося с ветром. Само название отсылает к Бунину. Позже Вагнер переименовал работу, и называл просто - «На ветру», наделив её более обобщённым и вневременным смыслом, выходящим за пределы бунинской биографии.
Бунин в Ельце
– В 1995 году, к 125-летию Ивана Бунина, в Ельце появились сразу три монументальные работы. В первую очередь буду говорить о памятнике Юрия Дмитриевича Гришко, народного художника РСФСР, действительного члена Российской Академии художеств, лауреата областной премии имени Ивана Алексеевича Бунина.
Скульптор Юрий Гришко
Эскиз памятника Ивану Бунину в Ельце. Скульптор Юрий Гришко.
Все крупные искусствоведы сходятся во мнении, что Юрий Дмитриевич создал достойнейший памятник писателю-земляку. Он установлен в центре города, на улице Свердлова, почти напротив табачной фабрики Заусайлова.

Памятник портретный — Бунин сидит в кресле, задумчивый, аристократичный. Он погружён в свои мысли, быть может, ностальгические. Юрию Дмитриевичу удалось психологически убедительно передать и характер, и настроение. Памятник не монументальный, не пафосный, скорее, камерный. И ему очень подходит место, где он расположен — тихий сквер, кустарники, деревья, затишье. Привязку к месту сделала архитектор Ольга Ачкасова.

Конечно, хочется выразить сожаление, что о таких прекрасных произведениях, крайне важных для региона недостаточно заботятся. Когда устанавливали, не было средств на монолитный постамент, он облицован плиткой, она постоянно отваливается. Досадные недостатки портят впечатление от превосходной работы. (Это касается практически всех наших памятников).
Памятник Ивану Бунину в Ельце. Скульптор Юрий Гришко.
Иван Бунин сидит на длинной скамейке. Скульптор Юрий Гришко.
Работе художника над монументальной вещью всегда сопутствуют творческие поиски. Даже после установки памятника скульптор некоторое время болеет темой, ищет варианты, которые могли бы в разной форме, разными способами как можно точнее выразить его отношение к герою. У Юрия Дмитриевича есть станковая версия памятника — тоже сидящий в кресле Бунин, и эта работа находится в Третьяковской галерее.

В Липецком областном художественном музее, куда Юрий Дмитриевич Гришко передал своё творческое наследие, хранится стоящая фигура Бунина, и ещё одна потрясающая композиция - на длинной пустой скамье сидит Иван Алексеевич, невероятно одинокий, но и не желающий общения: он положил рядом с собой шляпу, чтобы никто не присел, не нарушил его состояния. Это пластически сделано красиво и с большим смыслом.
Бюст Ивана Бунина, установленный в Ельце. Скульптор Юрий Гришко.
В 1995 году, также к 125-летию Бунина, на Красной площади в Ельце, прямо по диагонали от Вознесенского собора, установлен бюст Ивана Алексеевича опять же работы Юрия Дмитриевича Гришко. Его и не сразу увидишь в палисаднике дома, а жаль — портрет интересный, смелый, кратко, ясно, сжато решённый. Он поставлен по инициативе елецкого мецената и коллекционера Евгения Павловича Крикунова.

Юрий Дмитриевич работал над образом Бунина очень увлечённо. Досконально изучал все доступные материалы, — и биографию, и произведения, и мемуары, и письма. Он хотел понять Бунина, войти в его внутренний мир, полюбить всем сердцем и почувствовать его изнутри (уточню, что так он подходил ко всем своим персонажам, с холодным сердцем Гришко не работал).
Молодость, надежда и мечты
– В 1995 году в Ельце появился ещё один памятник «Бунин-гимназист» работы скульптора Николая Александровича Кравченко, заслуженного работника культуры РФ, лауреата областной премии имени Ивана Алексеевича Бунина, почётного члена Петровской академии наук и искусств, профессора. Работа лиричная, её формы мягки, будто текучи— молодость, надежда, мечты. Все трагические коллизии судьбы пока не коснулись юного гимназиста. Архитектор — Александр Александрович Шашин.
Памятник «Бунин-гимназист» работы скульптора Николая Кравченко.
Без суеты, но с вдохновением
– У Вилена Дмитриевича Дворянчикова, заслуженного художника России был красивый цикл, посвящённый Бунину, на тему произведений писателя. Это не иллюстрации, а живописно-пластические размышления, настроения: тёмные аллеи, антоновские яблоки... К сожалению, нынешнего местонахождения этих картин я не знаю. Может быть, они хранятся в каком-то музее.
Николай Иванович Климов, тоже заслуженный художник России, ельчанин, писал пронзительные, задушевные бунинские пейзажи.
«Бунинский Елец». Художник Николай Климов.
У Вячеслава Петровича Шальнева, липецкого графика, лауреата областной премии имени Ивана Алексеевича Бунина есть замечательный цикл офортов - не меньше двенадцати листов- по бунинским местам. Работы очень качественные в техническом смысле, лирические, умные. Когда я вспоминаю «Жизнь Арсеньева», в воображении возникают осенние картины, сумерки, закаты, утренние туманы, падающие листья, запахи — тончайшие моменты, когда не яркие краски полыхают, всё тихо в мире и всё воспринимается трепетной душой. Я считаю, что это фантастически прекрасный цикл.
Нельзя не вспомнить работу художника Сергея Анатольевича Толчеева «Окаянные дни». Эту картину можно интерпретировать, находясь в разных исторических моментах, и она будет актуальной. Каждому поколению приходится нести свой крест, испытывать свои сложности, и свои окаянные дни, связанные с разрушением истинной культуры, с торжеством хамства… и здесь есть отсылка к Бунину и от Бунина к нашим дням.
Записала Ирина Кобзева