– Любой крупный художник многолик и многообразен, но для меня Бунин — это прежде всего поэт, который начинается со школы:
«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной».
Удивительно тонкое поэтическое восприятие мира, как мне кажется, спасало Ивана Алексеевича всю жизнь. Он ведь писал стихи до последних дней. В 1952 году появилась тревожно-покойная «Ночь»:
«Ледяная ночь, мистраль
(Он ещё не стих).
Вижу в окна блеск и даль
Гор, холмов нагих.
Золотой недвижный свет
До постели лег.
Никого в подлунной нет,
Только я да бог.
Знает только он мою Мёртвую печаль,
Ту, что я от всех таю...
Холод, блеск, мистраль».
Бунин — натура поэтическая, очень тонко воспринимающая мир. Но это всего лишь одна сторона. Другая - жёсткость и реализм. Иван Алексеевич жил без иллюзий. Мало кто из его современников отличался таким суровым и чётким взглядом на мир. Он сразу отверг революцию, и никакого освобождения, очищения, как Блок, в ней не видел.
В прозе своей Бунин также многообразен. У него есть тончайшая, философская «Жизнь Арсеньева», есть приземлённые «Тёмные аллеи», а есть рассказ-притча о счастье«Роман Горбуна».
Читать Бунина сегодня — это значит узнавать мир и себя. Если пока не были на Цейлоне, почитайте Бунина. Его одноимённое стихотворение поможет проникнуться тонким восточным мироощущением. Хотите вдохнуть аромат парижских улиц — им наполнены произведения Ивана Алексеевича. Я уже не говорю о России, она у него описана всякая и разная. И опять же без иллюзий, которые, скажем честно, иногда раздражают.
Когда-то мы делали в библиотеке вечер бунинской поэзии - «Дивный лик мира». Это очень точная характеристика. Бунин в стихах парит над землёй и создаёт образы дивной красоты и силы. А в жизни - трагичная проза: революция, эмиграция, голод, болезни… Всё это и сверх этого Иван Алексеевич пережил, чтобы переплавить множество чувств, эмоций и вылить их на страницы своих великих произведений.