Мнения
Участников и партнёров проекта «Наш Бунин» мы просим ответить на простой вопрос: чем замечательно для вас творчество Ивана Бунина и чем интересен этот выдающийся писатель?
Наталья Захарова
актриса, общественный деятель, член Бунинского Общества России
– Пропагандой творчества Бунина я занимаюсь больше двадцати лет: играю спектакли, записываю аудиокниги, провожу исследовательскую и организационную работу.

На Поварской улице в Москве, где до отъезда за границу жил Иван Алексеевич, установлен памятник писателю.
«Здесь, в старых переулках за Арбатом,
Совсем особый город… Вот и март.
И холодно и низко в мезонине,
Немало крыс, но по ночам — чудесно»
Иван Бунин, «В Москве»
Однажды мне в голову пришла мысль, что скверу, где расположен памятник, нужно дать имя Бунина? Обратилась к префекту Пресненского района Москвы. Он инициативу поддержал, и мы подготовили необходимые документы.

Так в 2015 году в один и тот же день в Москве появились улица Владимира Высоцкого и сквер имени Ивана Бунина. Потом мы с единомышленниками долго боролись за то, чтобы установить в сквере мемориальную табличку с информацией об Иване Алексеевиче, первом русском лауреате Нобелевской премии по литературе. И это нам тоже удалось сделать!
Памятник Бунину.
Скульптор Александр Бурганов, архитектор Виктор Пасенко.
//Фото с сайта moscowalk.ru
Следующий шаг - создание музея Бунина. У всех наших нобелевских лауреатов они есть – у Бродского, у Солженицына, у Шолохова, у Пастернака… У Ивана Алексеевича Бунина в Москве полноценного музея нет. Хорошо, что удалось назвать библиотеку его именем на улице 1905 года. В ней мы ежегодно отмечаем дни рождения Ивана Алексеевича и проводим различные мероприятия, связанные с его творчеством. Но это всё же никак не музей! Там невозможно размещать экспозиции, выставки. А ведь есть много желающих передать музею, если бы он был, подлинники писем Бунина, картины, предметы… Да много чего есть, не будем выдавать все секреты.

Фото yandex.ru​
Доходный дом на Поварской улице московского домовладельца Ивана Баскакова, построен архитектором Ольгердом Пиотровичем. Это последний адрес писателя Ивана Бунина до эмиграции. На первом этаже, в квартире №2, жили родители его жены Веры Николаевны Муромцевой. Бунины приехали сюда 26 октября 1917 года, и прожили в этой квартире тревожные дни революции в Москве.
Министерство культуры Москвы отказало в создании музея Бунина. Я вижу по соцсетям, как много людей любят этого писателя. Хотелось бы всех пригласить на праздничные мероприятия в честь 150-летия писателя. Но куда? Дома у Бунина в столице нет.

У нас есть три небольших музея, посвящённых писателю – в Воронеже, в Орле и в Ельце. Есть в Петербурге лицей имени Бунина, который очень трогательно оформлен, дети сами проводят экскурсии младших классов, старшеклассников. Интерес к центральному столичному музею Бунина, безусловно, был бы немалым, дети обязательно бы приезжали в Москву. Но понятное дело, что музей – дело государственное, он должен быть на балансе государства, а не у каких-то доброжелателей.

Вопрос остаётся открытым и вряд ли будет решён в юбилейный год. Но все мы надеемся на счастливый исход этого трудного дела — у Ивана Бунина должен быть музей в столице, потому что его вклад в отечественную литературу огромен.

Наталья Захарова читает произведения Ивана Бунина.
Ирина Чемякина
художник проекта «Наш Бунин»
– Так хочется верить, что светлая душа Ивана Алексеевича Бунина, покруживши над Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем и над виллой «Жаннет» в Гpасе, перелетает в Липецкий край и тоскует здесь в небесах над родовыми гнёздами в Каменке, Бутырках, Огнёвке, Знаменском и в Озёрках…

Стоит мне открыть наугад одну из книг Бунина – время замирает. Как он уникально владел мастерством русского слова! Божий дар Ивана Алексеевича в том, что он видел насквозь то, что писал. Как бы проигрывал внутреннее состояние каждого своего персонажа.

Любое описание пейзажа у Бунина очень образно, наполнено смыслом. И когда читаешь его произведения, то сразу же, не прилагая для этого никаких усилий, воочию любуешься просторами подстепья, ощущаешь аромат антоновки, отчётливо слышишь лёгкое дыхание его героинь. Будто смотришь замечательное кино.

Как поистине талантливый художник, Бунин не пытался удивить формой или поразить содержанием. Его поэтичная проза действует завораживающе. Во многих его рассказах есть такие ясные, понятные, тёплые интонации, в которые можно завернуться, как в оренбургский пуховый платок, согреться и отдохнуть душой.
«В живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности погружаю я корни и стебли моего прошлого — и вот опять, опять дивно прозябает мой заветный злак. Отдались, неотвратимый час, когда иссякнет эта влага, оскудеет и иссохнет сердце — и уже навеки покроет прах забвения Розу моего Иерихона».
Иван Бунин, «Роза Иерихона», 1930 год
Наталья Сосновская
художественный руководитель Липецкого Дома музыки
«Я искренне считаю: всё лучшее, что происходит на липецкой земле - это почвенное. Фестивали Тихона Николаевича Хренникова в Ельце, «Антоновские яблоки», «Бунинские Озёрки»... Перечислять всё не буду,но то, что назвала имеет для нас особое значение.

Не может что-то большое рождаться на земле, если она не имеет своих корней. Липецкая область одна из самых молодых, и так получается, что мы сами ищем эти корни и каждый год обнаруживаем какие-то ранее скрытые источники.

Иван Бунин – источник открытый и давно бьёт на поверхности. Просто хочется испить из него ещё раз и сделать что-то хорошее. Поэтому мы с большим удовольствием присоединились к проекту Издательского дома Липецкая газета - «Наш Бунин». Мне кажется, что у него большая жизнь и большое будущее.

Иван Алексеевич очень любил ходить пешком, думаю, об этом мало кто знает. Есть свидетельство, что он дошёл до станции Грязи.
Бунин вслушивался, что и как говорят люди, о чём они поют. Отсюда его шутки-прибаутки: «Я простая девка на баштане…», или какие-то другие стихи с ощущением природы. На самом деле он идёт и поёт, он видит это всё.

Бунин очень музыкален, но, как сказал Сергей Васильевич Рахманинов, это музыка прозаического стиха. То есть, несомненно, Иван Алексеевич поэт, но в его поэзии большое ощущение прозы. Поэтому Рахманинов так выразился, и поэтому Бунин так сложен для самих музыкантов.

Вроде бы как всё просто, всё описательно, всё чуть ли не документально:

«Вот в болоте бас цапли послышался, —
Хором вторят лягушки крикливые,
И гремят ноты те и сливаются —
Перливаются в трели тоскливые»


Это стихотворение называется «Музыка вечера». И его Иван Бунин написал в 14 лет, в Озёрках. В нём и стрекотанье кузнечиков – музыка, рой пчёл – музыка, перепел – музыка, звон колокольчиков – тоже она. Но это музыка прозы, музыка простоты.

Я всегда очень внимательно вчитывалась в произведения Ивана Алексеевича, «обеспеченные» живым музыкальным сопровождением. У него много стихов, которые создают ощущение романса, причём романса бытового:

«Свечи нагорели, долог зимний вечер...
Сел ты на лежанку, поднял тихий взгляд —
И звучит гитара удалью печальной
Песне беззаботной, старой песне в лад».
Бунин часто цитирует народные песни:
«Где ты закатилось, счастье золотое?
Кто тебя развеял по чистым полям?
Не взойти над степью солнышку с заката,
Нет пути-дороги к невозвратным дням!»

Чтобы понять всю глубину прозы и поэзии Ивана Бунина его нужно не только читать, но и слушать. Поверьте, это истинное наслаждение!

В формате проекта «Наш Бунин» Издательский Дом «Липецкая газета» и Липецкий Дом музыки запланировали концерт «Вернись на родину, душа». Пока он отложен из-за особых ограничительных мер.

В программе концерте - коллективы Дома музыки: Симфонический оркестр, Камерный хор, солистка Наталия Шабунина. Вместе с ними на сцене выступят драматические актёры, ансамбль Липецкой филармонии «L-S Трио».

Надеемся на лучшее. Пока же концерт перенесён на конец мая.

Всем здоровья! Читаем Бунина и слушаем классическую музыку.
Роман Богословский
Писатель
«Бунин начался для меня с «Окаянных дней». Было мне лет девятнадцать, и книга, конечно, шокировала. Я не сильно стремился тогда разобраться в теме – кто плохой для автора, кто хороший, за какую власть он выступает. Меня больше трогало другое - подлинность и глубина его состояния.

«Окаянные дни» - дневник нервного, подозрительного, желчного человека; человека, который рассержен, взбудоражен, ошеломлён. Вот эта «дрожь конечностей при письме» цепляла гораздо больше, чем политическая подоплека. С политикой я стал разбираться гораздо позже – и позицию Бунина принял к сведению. Однако гениальность «Окаянных дней» в том, что там не просто словесная желчь и публицистическое негодование.
Эта книга имеет громадное значение и как художественный текст, как неоспоримый памятник русской классики. А кто и что именно для себя извлечёт – дело каждого ума и настроения, вопрос свободы выбора читателя.

Сборник рассказов «Тёмные аллеи» был гораздо позже. Безусловно, он очень хорош, он пронизан общим настроением. Как любой сборник – несколько неровен, что-то лучше, что-то чуть менее хорошо. Небольшие зарисовки сменяются довольно длинными рассказами – и везде любовь, печаль, тоска, человеческая слабость - всёперемешано. Словом, Бунин как он есть.

Сборник важен для нынешнего времени тем, что из него тянется множество нитей, пролегоменов к современной русской литературе. Учеников Ивана Алексеевича вы без труда опознаете и в Сорокине, и в Елизарове, и в Прилепине. И это логично: Бунин мощнейший социолог и психолог, он запросто воздействует на нас через время. От него, от его выводов о человеке не так-то просто отделаться. А надо ли?»
Вера Печурова
сотрудник Липецкой областной универсальной научной библиотеки
– Любой крупный художник многолик и многообразен, но для меня Бунин — это прежде всего поэт, который начинается со школы:

«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной».


Удивительно тонкое поэтическое восприятие мира, как мне кажется, спасало Ивана Алексеевича всю жизнь. Он ведь писал стихи до последних дней. В 1952 году появилась тревожно-покойная «Ночь»:

«Ледяная ночь, мистраль
(Он ещё не стих).
Вижу в окна блеск и даль
Гор, холмов нагих.
Золотой недвижный свет
До постели лег.
Никого в подлунной нет,
Только я да бог.
Знает только он мою Мёртвую печаль,
Ту, что я от всех таю...
Холод, блеск, мистраль».


Бунин — натура поэтическая, очень тонко воспринимающая мир. Но это всего лишь одна сторона. Другая - жёсткость и реализм. Иван Алексеевич жил без иллюзий. Мало кто из его современников отличался таким суровым и чётким взглядом на мир. Он сразу отверг революцию, и никакого освобождения, очищения, как Блок, в ней не видел.

В прозе своей Бунин также многообразен. У него есть тончайшая, философская «Жизнь Арсеньева», есть приземлённые «Тёмные аллеи», а есть рассказ-притча о счастье«Роман Горбуна».

Читать Бунина сегодня — это значит узнавать мир и себя. Если пока не были на Цейлоне, почитайте Бунина. Его одноимённое стихотворение поможет проникнуться тонким восточным мироощущением. Хотите вдохнуть аромат парижских улиц — им наполнены произведения Ивана Алексеевича. Я уже не говорю о России, она у него описана всякая и разная. И опять же без иллюзий, которые, скажем честно, иногда раздражают.

Когда-то мы делали в библиотеке вечер бунинской поэзии - «Дивный лик мира». Это очень точная характеристика. Бунин в стихах парит над землёй и создаёт образы дивной красоты и силы. А в жизни - трагичная проза: революция, эмиграция, голод, болезни… Всё это и сверх этого Иван Алексеевич пережил, чтобы переплавить множество чувств, эмоций и вылить их на страницы своих великих произведений.