Новости

Лика

Постановка объёмная — три часа с антрактом. Но зрители проведённого в театре времени не замечают.

Татьяна Швец рассказала нам о спектакле, о Лике и Бунине:
— Отношения с женщинами у Ивана Бунина были сложными. Не помню, кто написал, что это всегда сражение и поединок. Не только в жизни, но и в романах, рассказах, повестях. Да, собственно, в них та же самая жизнь.

Лики — это юность Бунина, тот опыт, который не давал ему покоя. Долгие-долгие годы он мучился отношениями с Варварой Пащенко, доставал их из себя, выскребал по крупицам, чтобы поставить точку.Честно говоря, я не ожидала получить эту роль. Бунина знала в формате школьной программы, «Жизнь Арсеньева» не читала. Погружение в материал было стремительным и сложным.Есть такие спектакли, в которых на лету схватываешь зерно роли, суть и содержание персонажа. А здесь были искания и метания.

Лика, безусловно, образ художественный, но с документальными корнями. Поэтому мне важно было не ошибиться, не солгать.

Не ошибиться и не солгать помогали режиссёр Артём Баскаков и партнёр Евгений Ермаков. Мы оставались после репетиций, много разговаривали, обсуждали и искали единственно верные ноты.

Бунинская Лика — узнаваемый типаж женщины. Она лёгкая, ранимая, воздушная, но с волевым характером.

image
Лично я убеждена: Лика много сделала для того, чтобы выстроить отношения с Алексеем Арсеньевым. Пошла против воли отца: он не разрешал им венчаться, жить вместе. По сути, она сбежала с любимым. Это серьёзный шаг, если учесть времена и нравы. Так что речь идёт о поступке решительного человека.Лике, как и любой женщине, хотелось определённости, стабильности, семьи, детей, а она в ответ получала поэтические строки.

«А я? Чем же я буду жить, когда пройдёт наша любовь, молодость, и я стану больше не нужна тебе?» - спрашивала она Алексея Арсеньева. Он даёт весьма расплывчатый ответ: «Никогда ничего не пройдёт, никогда ты не перестанешь быть мне нужна!». Ну что на это ответить.

Она пишет Арсеньеву: «Я дошла до последнего предела унижения и разочарования во всех своих глупых надеждах и мечтах». Это боль и отчаянье. Лика понимает, что больше у них ничего не получится.

Разрыв отношений — это тоже очень серьёзный шаг, на который женщина должна осмелиться.

Лика — огонь. Она очень эмоциональна, у неё резкие перемены настроения. Мне было сложно перестраиваться из одного состояния в другое. Но те работы, которые даются с трудом, становятся дорогими и любимыми.

image

Таким образом, мой Бунин начался и продолжился с этого спектакля. Я стала собирать о нём информацию, читать переписку, особенно со старшим братом Юлием - там всё откровенно, дневники Веры Муромцевой.Иван Алексеевич открылся мне, как обычный человек, со своими слабостями, страхами, страстями. А то знаете как у нас — Нобелевский лауреат и всё, как глыба, нельзя притронуться, любите только таким. Он был нелёгким человеком. А Вера Николаевна Муромцева-Бунина — святой женщиной.

Я побывала во многих музеях Бунина. Начала с нашего Елецкого, потом - Орёл, Ефремов. Всё время накапливала эмоции. Чтобы отдавать энергию зрителям, нужно напитаться чувствами и атмосферой времени.

Мне кажется, что сам Бунин разрыва с Варварой Пащенко, скорее всего, так и не смог пережить. Смертью Лики в романе (она умирает от воспаления лёгких) Бунин пытается справится со своей душевной болью.

Иван Бунин: «Можно при желании считать этот роман и автобиографией, так как для меня всякий искренний роман — автобиография. И в этом случае можно было бы сказать, что я всегда автобиографичен. В любом произведении находят отражение мои чувства. Это, во-первых, оживляет работу, а во-вторых, напоминает мне молодость, юность и жизнь в ту пору». (Из интервью корреспонденту белградской газеты «Время» Милораду Дивьяку)