Новости

Дом Пащенко

Дом номер 57 по улице Пушкина
Варвара Пащенко, страстная, пылкая, нежная и безумная любовь Ивана Бунина, была дочерью елецкого врача.

Где она жила, краеведы спорят. Есть три варианта ответа на этот вопрос.

В списке объектов культурного наследия Липецкой области Дом врача Пащенко значится по адресу: Елец, ул. Пушкина, 57 (середина XIX века).

Софья Васильевна Краснова, учёный, краевед и один из самых авторитетных исследователей творчества Ивана Бунина, не исключала и своим студентам это говорила, что дом Пащенко стоит на улице Пушкина, 55.

image
Дом номер 55 по улице Пушкина

А есть группа людей, которая считает «пащенковским» дом номер 115 по улице Пушкина.

image
Дом номер 115 по улице Пушкина

«Вскоре после приезда я не выдержал, сорвался однажды с места, кинулся очертя голову в город — и в тот же день вернулся ни с чем: в дом доктора меня просто не пустили. С дерзостью отчаяния выскочил я из извозчичьих санок у знакомого, теперь страшного подъезда, и с ужасом взглянул на полузавешанные окна столовой, где столько дней просидел я с нею когда-то на диване, - тех, осенних, первых наших дней! - и дёрнул звонок…»Это отрывок из романа «Жизнь Арсеньева», во многом автобиографичного. Роковой дом, который стал местом разрыва отношений Бунина и Пащенко, сохранился до наших дней, но в трёх вариантах, кому какой ближе.

image
Иван Бунин и Варвара Пащенко

Хочется добрым словом вспомнить Владимира Александровича Заусайлова, потомка знаменитых купцов (ныне почившего), который с отвагой рыцаря боролся за то, чтобы сохранить для потомков дом номер 57 на улице Пушкина, как дом Пащенко. В прошлом улица Пушкина называлась Старой.
В своё время Владимир Александрович, занимаясь поисками информации о своих предках, вышел на семью Ростовцевых, проживающую в доме, когда-то принадлежавшем елецкому либеральному врачу Владимиру Пащенко — Пушкина, 57. В руках у Заусайлова оказался бесценный архив Ростовцевых — переписка семьи с 1894 до 1980 года. В начале 2000, или как сейчас говорят — нулевых, в доме жила Татьяна Борисовна Попова, урождённая Ростовцева.

Вот как вспоминает посещение этого дома писатель Владимир Петров: «Самое замечательное, а мы осмотрели весь дом, планировка комнат (их было четыре) сохранилась такой, что была у Пащенко, - разобрана лишь изразцовая печь по центру и убрана часть стены одной из комнат (теперь их три). Сохранена и веранда, которая немного изменилась за счет бытовых построек. В окна веранды виден небольшой уютный сад с оградой» (2004 год)

Дом, связанный с жизнью писателя и запечатленный в его творчестве, вполне может стать самым романтическим местом города.

«Я был у вас в гостях, когда вдруг забил набат и все бросились к окнам, а потом за калитку. Горело далеко, за рекой, но страшно жарко, жадно, спешно. Там густо валили чёрно-багровым руном клубы дыма, высоко вырывались из них кумачные полотнища пламени, поблизости от нас они, дрожа, медно отсвечивали в куполе Михаила Архангела. И в тесноте, в толпе, среди тревожного, то жалостливого, то радостного говора отовсюду сбежавшегося простонародья, я слышал запах твоих девичьих волос, шеи, холстинкового платья — и вот вдруг решился, взял, весь замирая, твою руку...» ( И.А. Бунин Поздний час»).

Купола храма Михаила Архангела можно видеть только из дома 115 по улице Пушкина.
Любовь Бунина и Пащенко не сложилась, разбилась на острые осколки, и они кололи больно долгие-долгие годы. Доктор Пащенко не принял предложение бедного, начинающего литератора, у которого не было даже гимназического образования и гроша за душой. А Варвара, пережив драму их отношений, вышла замуж за человека обеспеченного — помещика Бибикова, друга Бунина.